«Крауд-проект — это проверка идеи на прочность»: главные мысли о краудфандинге директора Planeta.ru Федора Мурачковского
«Крауд-проект — это проверка идеи на прочность»: главные мысли о краудфандинге директора Planeta.ru Федора Мурачковского
7 июня в России отмечается день краудфандинга. Праздник совпадает с днем рождения краудфандинговой платформы Planeta.ru. К своему девятилетию в 2021 году команда площадки запустила собственный подкаст «И все-таки» о людях в краудфандинге. Героем первого выпуска стал генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский. Послушать эпизод можно бесплатно в мобильном приложении Megogo.
Команда Planeta.ru выбрала из подкаста главные цитаты о краудфандинге в России и секретах успешных крауд-проектов.
О краудфандинге и донатах
— Наша команда много выступает, но все равно о краудфандинге знают далеко не все. Поэтому мне несложно повторить: краудфандинг — это вид дополнительного финансирования, получаемого непосредственно от своей целевой аудитории. Иногда на выступлениях, когда я так говорю, вижу непонимание в глазах. Поэтому, чтобы человек за что-то зацепился, иногда журналисты пишут, что краудфандинг — это «с миру по нитке».
Но краудфандинг — это не донат. Автор из творческой сферы, бизнеса, социальный активист, размещая свой проект на краудфандинговой площадке, обращается к людям с конкретной идеей и говорит, что для реализации этой идеи нужна конкретная сумма средств. Он предлагает его поддержать, но не просто так, а за различные лоты. Лоты помогают человеку не ломать голову, какую бы сумму внести в проект.
Когда мы начинали, тоже думали об истории с донатами. Но был один ресурс, предложивший такую схему, и он довольно скоро завершил свою работу. Предлагая же вознаграждение за участие в проекте, автор помогает участнику с выбором. Показывает, что за 500 рублей можно приобрести набор открыток и значок, за 2500 — будущий продукт. При этом он будет стоить дешевле, чем в розницу. Такой e-commerce (электронная коммерция. — Прим. ред.) в предзаказе.
У краудфандингового проекта есть всегда конечная цель и срок, в течение которого он активен. У нас на площадке — от месяца до трех, один раз можно продлиться. Если, допустим, вы не собрали в назначенное время нужную сумму, деньги возвращаются пользователям на их кошельки. Они могут либо поддержать другие проекты, либо вернуть их себе обратно на счет. То есть если проект не выстреливает, риск минимальный — человек в любом случае получит деньги назад.
Краудфандинг — отличный инструмент для проверки идеи на прочность. Можно не только получить дополнительное финансирование, но и немного заявить о себе, здесь и пиар, и много дополнительных интересных инструментов. Он не только про деньги, он про все вместе.
Об истории Planeta.ru и изобретении велосипеда
Мы не знали, что создаем краудфандинговую площадку. Это уже потом я начал говорить, что «занимался краудфандингом, пока это не стало мейнстримом». Сначала мы просто создавали портал по борьбе с пиратством.
В те времена, когда мы начинали, пиратство в Интернете было безграничным. Музыканты, выходя из студии, сразу обнаруживали на торрентах все, что было записано. Они даже не могли отбить деньги на сведение. И мы стали искать выход. Что нельзя украсть? То, чего еще нет.
Никто не верил, что в России люди будут поддерживать друг друга. Но мы доказали состоятельность схемы на примере первого проекта группы «Би-2». Собрали тогда 1,2 миллиона рублей, что по тем временам, по тому курсу доллара и по той культуре Интернета было очень существенной суммой. Ведь тогда люди боялись оплачивать карточками что-то в Сети. Всего 10% пользователей так платили, а некоторые даже пытались приносить наличные деньги к нам в офис.
Наша идея была в прямом контакте со своей аудиторией. Вот вам площадка, на которой можно делать все. Минуя лейблы, минуя посредников. Потом маховик стал раскручиваться, появились другие горизонты. Стало понятно, что схема работает не только на музыке, но и на социальных проектах, бизнесе. И тут мы смотрим — это же краудфандинг! Изобрели велосипед. Мы только тогда обратили внимание, что за рубежом есть некий Kickstarter, который появился аж в 2009 году, как раз тогда, когда и мы начали работать над бета-версией портала.
О возрасте Planeta.ru
Кризис 2008 года я встретил уже с радостью, как дальнего родственника, к приезду которого всегда нужно быть готовым. Тогда я занимался развитием розничных торговых сетей в сфере недвижимости: оценка локации, подсчет строительства, безубыточность. Я к этому шел от маленьких помещений, от своего собственного розничного бизнеса — у меня было достаточно много магазинов.
Потом я работал в найме и развивал торговые сети. В 2008 году, когда проект подошел к логическому завершению, у меня впервые в жизни появился отпуск. Надолго меня не хватило, захотелось сделать что-то свое. Мы с партнерами пытались искать нишу в разных направлениях. Хотелось создать что-то полезное, нужное, решающее проблему. Макс Лакмус (бас-гитарист группы «Би-2». — Прим. ред.) рассказывал о проблемах в музыкальной индустрии. От них и оттолкнулись.
В 2009 году мы начали работать над реализацией этой, еще не оформившейся идеи, хотели сделать полную базу-хранилище интеллектуальной собственности. У нас было много идей, мы всегда бежали впереди паровоза. Тогда эти идеи были невостребованными, люди оказались к ним не готовы.
Когда технологий и гаджетов не было, наши начинания были немного преждевременными. Тогда мы стали «откусывать» ненужное от придуманного сервиса. Примерно весь 2010 год ушел на работу с программистами, попытку объяснить, что за сайт мы хотим сделать, нагромождение новых идей. В 2011 году запустили тот самый первый проект «Би-2». А 7 июня 2012 года мы созвали пресс-конференцию и объяснили, что запускаем краудфандинговую платформу. Поэтому в 2021 году нам исполняется 9 лет, но, по моим подсчетам, уже больше. До того дня рождения, который мы сейчас отмечаем, прошли долгие годы трансформации, поиска себя и команды, пробы пера, траты денег.
Об экосистеме
У нас не проходит ни одного года, чтобы на горизонте нашего развития не появлялось чего-то нового. Сейчас краудфандинг — это уже просто стержень, на который нанизывается основной трафик и интерес к ресурсу. Но у нас есть масса других сервисов: школа, магазин, логистика, спецпроекты. Сейчас запустили свой спецпроект «Планета поддерживает», и сами финансово стали участвовать в некоторых проектах, выкупая лоты или рекламные размещения. Если мы видим потенциально интересный проект, мы уже, по сути, продюсируем его, чего на самом деле не делает никто из крауд-платформ.
Мы долго хотели, чтобы какие-то банки с нами поучаствовали в такой истории. Но раз банки не участвуют, ладно, я сам. А это значит, что мы уже не просто краудфандинговая платформа, а экосистема. Придя в магазин и покупая товар, человек будет знать, что товар создан благодаря народному финансированию. Он задумается: ага, может, в следующий раз я поучаствую в проекте и куплю товар раньше, дешевле? Или вообще, может, сам смогу запустить проект, у меня давно зрела идея.
О сравнении с Kickstarter и благодарности людям
Нас сравнивать с Kickstarter можно условно по картинке: и там, и там краудфандинг. И то в плане картинки мы лучше. Юзабилити (удобство использования. — Прим. ред.) у нас круче, мы постоянно развиваемся, вот и сейчас совершенствуем личный кабинет и редактор проектов.
Никто так не работает с авторами, как мы. На зарубежных крауд-площадках ты один — запуск обезличен. А у нас экспресс-отдел, менеджеры, крауд-продюсеры. Нет, у них есть консультационные конторы, частные агентства, которые берут сумасшедшие деньги за сопровождение и вывод тебя на платформу. У нас же куча бесплатных материалов в «Школе краудфандинга», которые можно изучать самому. А изучив, обсуждать проект с человеком, который заинтересован в твоем успехе. Мы заметили, что трафик идет даже на завершенные проекты. И решили создать магазин, чтобы помогать авторам распространять свои товары и после завершения проекта.
Мы запустили свою логистическую службу, потому что увидели — у некоторых авторов есть проблема с доставкой товаров. Да, это платная услуга, но мы полностью снимаем эту головную боль: от «правильной» упаковки до точечного общения с пользователями. Мы, в принципе, работаем через персональное решение.
При этом сборы за рубежом на крауд-площадках больше, и журналисты всегда пеняют мне по поводу этой разницы. Но я считаю, что это некорректное сравнение: вспомним среднюю зарплату здесь и там. Российскому краудфандингу не хватает благосостояния страны. Когда человек будет меньше думать, на что ему купить гречку с молоком, тогда и поговорим. Даже в этих условиях люди умудряются поддерживать друг друга! Моя благодарность к участникам наших проектов не имеет границ. Люди доказывают, что они лучше, чем сами думают о себе.
О секрете успешного краудфандинга
Авторы проектов — это люди, которые сами пытаются менять мир вокруг себя, не уповая ни на кого. Со стороны может показаться, что краудфандинг — это как раз упование на то, что тебя кто-то поддержит. Но нет, это работа, огромный труд, непрерывное общение, попытка донести продукт до целевой аудитории. Секрет успешного проекта в заинтересованности самого автора, в его желании и целеустремленности.
Невозможно запустить проект и просто ждать, когда деньги соберутся. Нужно подготовиться, изучить материалы, опыт других авторов, привлечь партнеров, лидеров мнений, на худой конец, просто с друзьями придумать идеи. Все это действия. Авторы проектов — люди действующие.
Каждый проект — это важное положительное изменение в мире, в стране. Выпустит человек новый альбом, напечатает книгу, поможет котикам — это все изменения. Но есть еще один аспект. Автор успешного проекта объединяет какое-то количество людей для решения положительной задачи, всегда положительной, отрицательные у нас не запускаются. Поэтому люди становятся ближе друг другу.
О роли Planeta.ru в жизни
Изначально в Planeta.ru меня привлекла модель: это было что-то новое, полностью свое. Но я не собирался работать, я хотел быть таким «серым кардиналом» и получать дивиденды. Нормальная история для стартапа. И нормально, что ничего из этого не вышло.
Хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Поэтому впоследствии Planeta.ru стала для меня работой. Потом — отдушиной, я начал получать реальный кайф. Тогда, в 2009 году, я не рассчитывал, что у нашей затеи будет такой эффект. Мы же создали общественно значимый продукт! Слово «краудфандинг» в словарь внесли, в программе «Намедни» Леонид Парфенов нас упомянул как одно из самых важных событий 2012 года, а это дорогого стоит.
Сейчас это уже образ жизни. Мое существование. Я уже не представляю, в какой другой отрасли могу существовать. У меня все связано с Planeta.ru, даже отдых. Пару раз было так тяжело, что хотелось все бросить: без кризисов жанра никуда. Но таких мыслей уже давно нет. Наоборот, хочется, чтобы эта музыка была вечной, хоть и батарейки всем надо иногда менять.