Завершился проект «Профессиональное образование-путь к успеху»
Выбор профессии один из самых важных этапов в жизни человека, ведь большая часть времени бодрствования (около 60%) уходит на работу, подготовку и дорогу до нее. От специальности зависит, в каких кругах происходит общение и будут ли коллеги способствовать развитию личности. Всего 22% рабочего населения довольны своей профессией (по данным опроса Райффайзенбанка в 2021 г.). Поэтому важно выбирать любимое направление деятельности для получения удовольствия от работы и достижения наивысших результатов. Часто сложно найти любимую профессию, особенно ребятам с инвалидностью и ОВЗ — без реальной рабочей практики не понять истинный интерес к сфере. Но хуже окончить вуз или колледж, и после осознать, что «это не мое». Неправильно выбранную профессиональную деятельность со временем будет сложно сменить из-за изменившихся обстоятельств и сложности начать с нуля. Потребуется потратить много времени на переквалификацию, работу на начальных позициях. Важно помнить: “Мир ускоряется”. И если раньше профессия чаще была одна и на всю жизнь, то сейчас, скорее всего, придется сменить несколько. Поэтому важно уметь адаптироваться и быть открытым к новому. На достижение высокого профессионализма требуется много времени. Андерс Эриксон из Университета штата Флорида, доказал теорию “для достижения мастерства в любом деле необходимо 10 000 часов упорной практики”.
Количество различных специальностей, на данный момент, несколько тысяч, и у каждой есть своя специфика, особенность. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и, как‐то, сузить поиски идеального направления и был запущен проект «Профессиональное образование-путь к успеху», где ребята с нарушением зрения и слуха «примеряли» на себя те или иные специальности/профессии. У них была возможность посмотреть, как в реальности происходит процесс, нравится ли он.
В ходе проекта ребята заполняли Дневник самоопределения. Для незрячих участников проекта дневники были напечатаны шрифтом Брайля. В дневниках ребята записывали свои впечатления о профессии и образовательном учреждении или предприятии, вопросы, которые хотели бы задать при посещении той или иной организации, выводы, которые они сделали. Ребята проходили тестирование на профессиональные интересы. Завершился проект защитой профессий, которые выбрали ребята.
В каждой школе защита проходила по собственному сценарию. В 172 школе для детей с ОВЗ ребята, рассказав о выбранной профессии/специальности, провели Круглый стол, где в формате диалога обсудили свои возможности и предложения рынка труда для людей их категории. В Лаишевской школе-интернат участники проекта рассказали о специальностях, которые им «открылись» в ходе реализации проекта. Нередко эти профессии абсолютно полярны тем профессиям, которые они выбрали. Отрадно что юноши твердо уверены в том, что «мужчина должен владеть двумя специальностями: первая, чтобы что-то делать руками и вторая, чтобы думать головой». Были представлены профессии, где увлечение ребят переросло в выбранную специальность.
Обучающиеся 87 школы для детей с ОВЗ подошли к защите профессий с точки зрения их недоступности. Они с увлечением и теплом рассказали о профессии спасателя, офицера и т.д. Тот факт, что они не смогут стать представителями этих профессий, не помешал ребятам окунуться в мир профессий и презентовать их.
В 75 школе для детей с ОВЗ в проекте приняли участие школьники 6-классники. Изюминка их выступления заключалась в том, что они еще не определились с выбором, но они выбрали специальности, которые на данный момент кажутся им интересными. Так же практически каждый второй участник проекта этой школы является победителем или призером чемпионата Абилимпикс. Абилимпикс - это возможность для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья продемонстрировать уровень своего профессионального мастерства, проявить и реализовать себя в выбранной сфере, Абилимпикс - мощный механизм профориентации и, как следствие, социальный лифт в собственном росте.
Участники проекта 88 школы для детей с ОВЗ подошли к защите фундаментально. Они рассказывали о профессиях, которым уже отдали свое предпочтение. Они рассмотрели выбранные профессии с точки зрения востребованности на рынке труда, уровня зарплаты и т.д.
Обучающиеся Казанской школы - интернат имени Ласточкиной для детей с ОВЗ рассказали, что профессии они выбирали исходя из актуальных предложений рынка труда для людей их нозологии.
По итогам всем участникам проекта были вручены дипломы.
Педагоги – участники проекта в завершение мероприятия сказали, что этот проект их тоже многому научил. Они посмотрели предприятия и учебные заведения, где на них не смотрели свысока и общались на равных. Этот момент не мог не радовать, потому что, когда на тебя смотрят снисходительно и с жалостью, остается неприятный осадок. Кроме этого, педагоги школ по-другому увидели дальнейшую деятельность в области профориентации детей, получив контакты, план работы, ссылки и тесты на современные платформы, дневник самоопределения и многое другое. Педагогам были вручены почетные грамоты за участие в реализации проекта. Директорам школ были вручены благодарственные письма за помощь в организации и реализации социально-значимого проекта.